В народной традиции главным святочным лакомством, рождественским украшением ёлки и самым ценным угощением колядовщиков были пряники: печатные, прорезные, лепные, сканые. Ими украшали елку, одаривали колядовщиков, христославов, родных и близких. Даже в известной новогодней песне, сочиненной в 1935 году, когда придумали заменить празднование Рождества празднованием Нового года, поется про украшение ёлки розовыми пряниками.
Борис Шергин так и писал: «...козули великое дело были об Рождестве. Пряничники (а были и мастера козульники, работавшие только козули и только в это время года) начинали печь козули за два месяца до Рождества. Пекли из белой муки с патокой. Напекали горы, сохраняя в кладовых. В декабре начинали расписывать козули нарядными сахарами. Булочные, кондитерские, мелочные лавки заполнялись козулями. На рынке в дни предпразднеств были козульные ряды, козульный торг. То-то красота... ...Пряничный олень чуть не в аршин (70 см). По золотисто-коричневому тесту пятна сусального золота. Золотые рога и белосахарный убор “рокайль”, красотою этой восхитилися бы Ватто и Буше. В кондитерских козули были фасонистые, чтоб и барышне можно на туалет поставить...»
Степан Писахов рассказывал о трех видах козуль.
«Холмогорские козули — из черного ржаного теста, иногда расцвеченные белым пшеничным тестом. Холмогорские козули по виду напоминают оленя. Из теста вылеплена фигура на четырех ногах, голова, куст рогов ветвистых, на рогах яблоки, на яблоках птички, вернее крылышки птичек, сделанные из белого теста (яблоко с крылышками напоминает изображение крылатого солнца). Размер такой козули был 20 – 30 сантиметров. Меньшего размера козули делают без яблок на рогах, а только с птичками (птички напоминают кисти рук с растопыренными пальцами). Пекут козули и маленького размера — около пяти сантиметров, упрощенные по рисунку, или пытаются придать им сходство с коровой, конем (иногда с всадником на коне).
В Мезенском уезде пекут плоские сканые козули: раскатывают тесто длинной лентой толщиной в половину карандаша и сворачивают его разными рисунками, выкладывая на столе устойчивые фигуры. Не все козули рогатые, не все — олени. Бывают, например, фигуры птички на гнезде и другие.
Архангельске прорезные козули пекутся из пряничного теста, сдобренного пахучим мёдом, ароматными приправами, душистыми травами, режутся железными формами и украшаются сахарной глазурью, белой и цветной, обильно облепляются “золотом” и “посыпью”. Формы, сделанные из железа, иногда довольно толстого, сохраняются долго, переходя из рода в род».
Рисунки наиболее давних форм козуль — звезда, ангел, пастух, корзина (с дарами), птицы, близкие к человеку животные, ёлка, виноград, вазы с цветами, олень с санями, лев.
Борис Шергин красочно бытописал время козуль: «Рождественская козулька — копеечный олешек... У нас дома рыночных козуль не ели, избалованы были обилием и искусством матерей, тётушек и бабушек. В продажных козулях, по тем временам, мы не находили достаточно сдобы, масел и духов. Козули мы любили как украшение. Кроме других разных подарков дарились детям козули. Даже женихи невестам дарили козули, дорогие, искусной работы. А ребята в праздник, кто в гости, кто из гостей, встречаясь на перекрёстках, хвастались друг перед другом козулями. У иного “оленя” уж рога отъедены, а у “девки” — ноги. Мы дома ели пряники домашнего печенья, а козули лежали на скатертях, у образов, на ёлке. Они сладко пахли. За зиму сахар осыпался, если хранить...»
Сегодня также можно на занятиях в воскресных школах или вместе всем приходом готовить рождественские козули всех типов и сладкие, и пресные. Животные этих пряников напоминают тех, что окружали Богомладенца в вертепе, всадник — волхвов, стремившихся за звездой.